Г.Троепольский.
«Белый Бим Чёрное Ухо»
Повесть
Троепольского «Белый Бим черное ухо» отражает все нюансы взаимоотношений между
человеком и животным, показывает, насколько по-настоящему преданным и искренним
другом может стать собака.
Неожиданно
у хозяина шотландского сеттера по имени Бим случается сердечный приступ, и его
увозят в Москву, но храбрая собака настолько любит своего хозяина, что
единственной целью в ее жизни становиться желание «искать-искать-искать…». Пес
встречает на своем пути много людей, и хороших, и плохих, попадает в разные
передряги и даже повреждает лапу, но продолжает «искать пропавшего» друга. В конце концов, судьба распоряжается так, что
Бим не достигает своей цели, а Иван
Иваныч находит его, уже мертвого, в фургоне собаколовцов, опоздав всего на несколько часов … Эта
история о поистине героической любви отражает всю глубину преданности собаки к
своему хозяину, и мы видим, что порой не каждый человек способен так любить
кого-то и жертвовать своей жизнью ради
спасения друга, как это может делать Собака.
Ю. Яковлев «Он убил мою собаку»
Герой
рассказа подобрал брошенную хозяевами собаку. Он полон заботы о беззащитном
существе и не понимает отца, когда тот требует выгнать собаку: «Чем помешала
собака?.. Я не мог выгнать собаку, ее один раз уже выгоняли». Мальчик потрясен
жестокостью отца, который подозвал доверчивого пса и выстрелил ему в ухо. Он не
только возненавидел отца, он потерял веру в добро, в справедливость.
Известный
русский писатель М. Пришвин в рассказе «Предательская колбаса» повествует об
удивительном, интересном мире животных. Автор считает, что наши четвероногие
питомцы бывают порой необыкновенно сообразительны и способны удивлять нас своим
поведением не меньше, чем люди. Пришвин
утверждал. что, если в доме есть
четвероногий друг, хозяин обязан нести ответственность за него, воспитывать
его, чтобы избежать неприятных недоразумений, трагедий.
С.
Экзюпери писал: «Мы в ответе за тех, кого приручили».
Д.Гранин
в очерке о книге английского ветеринара
Д. Хэрриота «Обо всех созданиях – больших и малых» восхищается работой этого
человека, который изо дня в день исцеляет, а порой и спасает братьев наших
меньших.
В
рассказе М. Москвиной «Не наступите на жука» семиклассница Женя узнаёт, что её
одноклассники убивают собак и отдают их дельцам для изготовления шапок. Девочка
спрашивает: «О чём люди думают? Как будут жить?»
В
повести Н. Леонова «Стервятники» внешне респектабельный юноша ради
самоутверждения уничтожает животных, а потом и человека…
В
творчестве В. Маяковского есть замечательное стихотворение о лошади, которая
«на круп грохнулась». Поэт осуждает людей, не замечающих в суматохе городской
суеты упавшего животного, которое понимает, что оказалось никому не нужным.
Автору очень жаль лошадь, он убеждает читателя, что не только люди могут
страдать и переживать.
В
рассказе «Орс» Ю. Бондарев повествует о том, как хозяева убили лопатой собаку
лишь за то, что она не уберегла от воров
яблоки в саду.
В древности человек ясно осознавал свою связь с природой, наши
первобытные предки обожествляли
животных, считали, что именно они оберегают людей от злых
духов, даруют удачу на охоте. Так, например, египтяне с почтением относились
к кошкам, за убийство этого священного животного полагалась смертная казнь. А
в Индии и сейчас корова, уверенная в том, что человек никогда не причинит ей
зла, спокойно может зайти в овощную лавку и съесть все, что ей захочется.
Лавочник ни за что не прогонит эту священную гостью. Многим такое почтение к
животным покажется нелепым суеверием, но на самом деле в нем выражено чувство
глубокого, кровного родства с природой. Чувство, которое стало основой
человеческой морали. Но оно, к сожалению, сегодня многими утрачено.
Нередко именно природа дает людям уроки доброты. Известный ученый
вспоминал случай, который надолго врезался ему в память. Однажды он,
прогуливаясь с женой по лесу, увидел лежащего в кустах птенца. Возле него
тревожно металась какая-то большая птица
с ярким оперением. Люди увидели дупло в старой сосне и положили туда птенца. После
этого в течение нескольких лет благодарная птица, встречая в лесу спасителей
своего птенца, радостно кружила над их головами. Читая эту трогательную
историю, задумываешься о том, всегда ли мы проявляем столь искреннюю
признательность тем, кто помог нам в трудную минуту.
В русских народных сказках часто прославляется бескорыстие человека.
Емеля не собирался ловить щуку - она сама попала ему в ведро. Увидит странник
выпавшего птенца - положит его в гнездо, попадет птица в силки - он ее
освободит, выбросит волной рыбу на берег - он отпустит ее обратно в воду. Не
искать выгоды, не губить, а помогать, спасать, беречь - этому учит народная
мудрость.
Увидев червя, вымытого дождем на тротуар, доктор Швейцер клал его
обратно в траву, а насекомого, барахтающегося в луже, вынимал из воды. «Когда я помогаю насекомому выбраться из беды, я пытаюсь тем самым
искупить часть вины человечества за совершенные им против животных преступления».
По тем же причинам Швейцер выступал в защиту животных. В своем эссе, написанном
в 1935 г.
он призывал «быть добрыми по отношению к животным по тем же самым причинам, в
силу которых мы добры к людям».
|