Алешка – герой рассказа А. Солженицына «Один день Ивана
Денисовича», как раз является примером духовного человека. Он попал в тюрьму
из-за своей веры, но не отказался от неё, напротив, этот молодой человек
отстаивал свою правду и пытался донести её до других заключенных. Ни один его
день не проходил без чтения Евангелия, переписанного в обычный блокнот.
Л.Н. Толстой наделил одного из главных героев своего произведения,
Андрея Болконского, не только внешним благородством, но и внутренним, которое
он открыл в себе не сразу. Андрею Болконскому пришлось много пережить, многое
переосмыслить, прежде чем он смог простить своего врага, умирающего Анатоля
Курагина, интригана и предателя, к которому он до этого испытывал лишь
ненависть. Этот пример иллюстрирует способность благородного человека достигнуть
подлинной духовной высоты.
А.П. Чехов «Попрыгунья». Ольга Ивановна, несмотря на стремление к
развитию своих способностей, заботе о внешнем облике, желание окружить себя
талантливыми людьми, забывает о самом важном, что должно быть у человека – о
своей духовности. Поэтому и её картины, и отношения с другими людьми лишены
подлинной духовной глубины и ценности. Самого же главного человека в своей
жизни, чувства которого к ней были искренними, преисполненными добротой и
чуткостью, она так и не разглядела.
Ещё одним примером духовной деградации может послужить Николай
Иваныч из рассказа Чехова «Крыжовник». В погоне за мечтой о покупке
собственного имения он забывает о внутреннем развитии. Все его поступки, все
мысли были подчинены этой материальной цели. В результате добрый и кроткий
человек опустился, превратившись в наглого и самоуверенного «барина».
Героические
будни войны — метафора-оксюморон, соединившая несоединимое. Война перестаёт
казаться чем-то из ряда вон выходящим. Привыкаешь к смерти. Только иногда она
поразит своей внезапностью. Есть такой эпизод у В.Некрасова («В окопах Сталинграда»): убитый боец лежит на спине, раскинув
руки, и к губе его прилип ещё дымившийся окурок. Минуту назад были ещё жизнь,
мысли, желания, теперь — смерть. И видеть это герою романа просто
невыносимо...
Но и на войне солдаты живут не
"пулей единой”: в короткие часы отдыха поют, пишут письма и даже читают. Что
касается героев «В окопах Сталинграда», Карнаухов зачитывается Джеком Лондоном,
комдив тоже любит Мартина Идена, кто-то рисует, кто-то пишет стихи. Волга
пенится от снарядов и бомб, а люди на берегу не изменяют своим духовным
пристрастиям. Возможно, поэтому гитлеровцам и не удалось раздавить их,
отбросить за Волгу, иссушить души и умы.
Б.
Васильев «Глухомань»
События
повести позволяют увидеть, как в сегодняшней жизни так называемые «новые
русские» стремятся обогатиться любой ценой. Духовные ценности утрачены, потому
что культура ушла из нашей жизни. Общество раскололось, в нем мерилом заслуг
человека стал банковский счет. Нравственная глухомань стала разрастаться в
душах людей, утративших веру в добро и справедливость.
В.
Астафьев «Постскриптум»
Автор со
стыдом и возмущением описывает поведение слушателей на концерте симфонического
оркестра, которые, несмотря на прекрасное исполнение известных произведений,
«начали покидать зал. Да кабы просто так они его покидали, молча, осторожно —
нет, с возмущениями, выкриками, бранью покидали, будто обманули их в лучших
вожделениях и мечтах».
Хочу
упомянуть героев романа Е. Замятина «Мы». «Нумера», как их называет автор, жили
в математически идеальном государстве, их жизненный ритм был отточен до
совершенства. Каждый «нумер», по сути своей, является математиком. Но умом все
ограничивалось: герои не имели души. Они не ощущали потребности в стремлении к
высокому, не интересовались красотой мира, отгороженного городскими стенами,
она из пугала. Разве такую жизнь можно назвать духовной?
|