|
Учёные, психологи давно
утверждают, что музыка может оказывать различное воздействие на нервную
систему, на тонус человека. Общепризнанно, что произведения Баха повышают и
развивают интеллект. Музыка Бетховена возбуждает сострадание, очищает мысли и
чувства человека от негатива. Шуман помогает понять душу ребёнка. Может ли искусство
изменить жизнь человека? Актриса Вера Алентова вспоминает такой случай. Однажды
она получила письмо от неизвестной женщины, которая рассказала о том, что
осталась одна, ей не хотелось жить. Но, посмотрев фильм «Москва слезам не
верит», она стала другим человеком: «Вы не поверите, я вдруг увидела, что люди
улыбаются и не такие уж они плохие, как мне казалось все эти годы. И трава,
оказывается, зеленая, И солнце светит ... Я выздоровела,
за что огромное вам спасибо». Многие фронтовики
рассказывают о том, что солдаты меняли курево и хлеб на вырезки из фронтовой
газеты, где публиковались главы из поэмы А. Твардовского «Василий Теркин».
Значит, бойцам ободряющее слово порой было важнее пищи. Выдающийся русский поэт
Василий Жуковский, рассказывая о своих впечатлениях от картины Рафаэля
«Сикстинская мадонна», говорил, что час, который он провел перед ней,
принадлежит к счастливейшим часам его жизни, и ему казалось, что эта картина
рождена в минуту чуда. Известный детский
писатель Н. Носов рассказывал случай, который произошел с ним в детстве.
Однажды он опоздал на поезд и остался ночевать на привокзальной площади с беспризорниками.
Они увидели в его сумке книжку и попросили ее почитать. Носов согласился, и
ребята, лишенные родительского тепла, затаив дыхание, стали слушать историю
про одинокого старика, мысленно сравнивая его горькую бесприютную жизнь со
своей судьбой. Когда
фашисты осадили Ленинград, на жителей города огромное воздействие оказала 7-я
симфония Дмитрия Шостаковича, которая, как свидетельствуют очевидцы, дала людям новые силы для борьбы с врагом. В
истории литературы сохранилось немало свидетельств, связанных со сценической
историей «Недоросля». Говорят, что многие дворянские дети, узнав себя в образе
бездельника Митрофанушки, пережили подлинное перерождение: стали прилежно
учиться, много читать и выросли достойными сынами отчизны. В Москве долгое время
орудовала банда, которая отличалась особой жестокостью. Когда преступников
схватили, они признались, что на их поведение, на их отношение к миру огромное
влияние оказал американский фильм «Прирожденные убийцы», который они смотрели
чуть ли не каждый день. Повадки героев этой картины они стремились копировать и
в реальной жизни. Художник служит
вечности. Сегодня мы представляем себе то или иное историческое лицо именно
таким, каким оно изображено в
художественном произведении. Перед этой поистине царственной властью художника
трепетали даже тираны. Вот пример из эпохи Возрождения. Молодой Микеланджело
выполняет заказ Медичи и достаточно дерзко себя ведет. Когда один из Медичи
выразил неудовольствие по поводу недостаточного сходства его с портретом,
Микеланджело сказал: «Не беспокойтесь, ваше святейшество, через сто лет будет
похоже на вас». В детстве многие из нас
зачитывались романом А. Дюма «Три мушкетера». Атос, Портос, Арамис, д' Артаньян
- эти герои казались нам воплощением благородства и рыцарства, а кардинал
Ришелье, их противник, - олицетворением коварства и жестокости. Но образ
романного злодея мало похож на реальную историческую личность. Ведь именно
Ришелье ввел почти забытые во время религиозных войн слова «францyз», «родина».
Он запретил дуэли, считая, что молодые, сильные мужчины должны проливать кровь
не из-за мелких ссор, а ради своей отчизны. Но под пером романиста Ришелье
обрел со всем другой облик, и выдумка Дюма на читателя воздействует гораздо
сильнее и ярче исторической истины. Люди верили в поистине
магическую силу искусства. Так, некоторые деятели
культуры предлагали французам во время Первой мировой войны защищать Верден -
свою сильнейшую крепость - не фортами и пушками, а сокровищами Лувра.
«Поставьте «Джоконду» или «Мадонну с младенцем и святой
Анной», великого Леонардо да Винчи перед осаждающими - и немцы не осмелятся
стрелять!» - утверждали они. В годы Великой Отечественной
войны сняли фильм «Александр Невский», чтобы у советского народа появились
духовные силы, чувство единства с
«богатырями» прошлого. Сочинения Можно ли считать людей, посещающих театр, музей,
библиотеку, людьми высокодуховными? И что значит жить духовной жизнью? Эти вопросы актуальны для нынешнего поколения.
Сейчас многие люди подчинили свою жизнь моде: модно быть образованным,
культурным человеком, значит, стоит купить очки с нулевыми диоптриями, билет
подороже и отправиться, например, в театр. Не «быть», а «казаться» - лозунг
людей бездуховных. Они даже в общении с прекрасным ищут выгоду, а не пищу для
души. Именно о подобной трансформации понятия «духовная жизнь» и размышляет С.
Соловейчик. Он считает, что духовность не зависит от
образованности, от степени развитости эстетического вкуса. Высокодуховный
человек испытывает потребность соприкосновения с искусством потому, что ему оно
«…нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в
добро, правду, красоту». Я разделяю взгляды С.Соловейчика и соглашусь с ним
в том, что духовная жизнь – удел людей, которые постоянно находятся в поиске
ответов на свои душевные переживания. Такие люди не кичливы, не
демонстрируют богатство духовного мира.
Они резко отличаются от тех, кто изображает духовную жизнь, делая это лишь во
имя удовлетворения собственных, как говорит
С.Соловейчик, «конечных» желаний. Очень точно таких людей описывал писатель и
публицист Ю.Бондарев. «Реквием» Моцарта они слушали, старательно изображая
эмоции сочувствия, были неискренними и фальшивыми. Возможно, кто-то из них
пришел в театр «прогулять» новую сумочку или продемонстрировать финансовую
состоятельность. Они явно не имели никакого отношения к искусству, далеки были
от жизни духовной. Да и сколько подобных примеров можно встретить в
нашей повседневной жизни! За ними, как говорится, далеко ходить не надо.
Недавно в одной из телепередач рассказывали о жизни известного продюсера.
Интервью брали в апартаментах его роскошной квартиры. Там, наряду с коллекцией
(извините) унитазов, занимающей огромную площадь, скромно украшала стену
картина Пикассо. А владелец, гордо воздев палец, произнес: «Подлинник, между
прочим!» Хотел похвастаться, а произвел впечатление циничного человека,
нравственного и духовного калеки. Мы живем в мире, где люди стараются не вмешиваться
в жизнь друг друга. Кто-то скажет: а какое мне дело до того, искренне или нет
воспринимает пьесу человек в соседнем кресле? Но это всеобщее равнодушие может
привести к печальному результату. Если стремиться только к внешним проявлениям,
забыть о душе, то человечество может оказаться в пропасти. Правда, красота,
добро – это те понятия, которые тесно связаны с жизнью духовной. Представьте,
что в нашей жизни нет ни правды, ни красоты, ни добра… Проблема
духовности — из тех, которые встают перед человечеством вновь и вновь.
Казалось бы, все давно решено. Но в том и заключается особенность нравственных
вопросов, что ответы на них каждый человек находит сам, даже если другим все
ясно и понятно. |
Хочу всё знать! Полезные сайты Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |