Сайт репетитора
Натальи Александровны Мокрышевой

Яков Матвеевич, герой рассказа А.П. Чехова "Скрипка Ротшильда", однажды находит изумительную по красоте мелодию. Трогательная и печальная, она заставляет сделать философские обобщения гуманного характера: если бы не было злобы и ненависти между людьми, мир стал бы прекрасен, никто бы не слал друг другу мешать. Яков Матвеевич впервые испытал стыд от того, что обижал окружающих.

Мальчик Том, герой рассказа Р. Брэдбери "Улыбка", во время очередной "культурной революции", рискуя жизнью, уносит и прячет холст, на котором изображена Джоконда. Он хочет сохранить холст, чтобы впоследствии вернуть людям. Том верит, что настоящее искусство способно облагородить даже дикую толпу.

В рассказе О.Генри "Последний лист" речь идет о двух подругах-художницах. Одна девушка тяжело заболела и решила, что умрет, когда облетит последний лист с плюща. Осенняя непогода наводила на героиню ещё большую хандру, поэтому болезнь наступала.  Спас девушку лист, искусно выписанный на кирпичной стене соседом-художником. Он считался неудачником в профессии, но этот его единственный шедевр спас жизнь человека. Художник работал на пронизывающем ветру под дождем, чтобы изобразить лист.  Девушка стала выздоравливать, а старик-художник, к сожалению, умер от воспаления легких.

Учёные, психологи давно утверждают, что музыка может оказывать различное воздействие на нервную систему, на то­нус человека. Общепризнанно, что произведения Баха повы­шают и развивают интеллект. Музыка Бетховена возбуждает сострадание, очищает мысли и чувства человека от негатива. Шуман помогает понять душу ребёнка.

 Может ли искусство изменить жизнь человека? Актриса Вера Алентова вспоминает такой случай. Однажды она полу­чила письмо от неизвестной женщины, которая рассказала о том, что осталась одна, ей не хотелось жить. Но, посмотрев фильм «Москва слезам не верит», она стала другим человеком: «Вы не поверите, я вдруг увидела, что люди улыбаются и не такие уж они плохие, как мне казалось все эти годы. И трава, оказывается, зеленая, И солнце светит ... Я выздоровела, за что огромное вам спасибо».

 Многие фронтовики рассказывают о том, что солдаты ме­няли курево и хлеб на вырезки из фронтовой газеты, где публи­ковались главы из поэмы А. Твардовского «Василий Теркин». Значит, бойцам ободряющее слово порой было важнее пищи.

 Выдающийся русский поэт Василий Жуковский, расска­зывая о своих впечатлениях от картины Рафаэля «Сикстинс­кая мадонна», говорил, что час, который он провел перед ней, принадлежит к счастливейшим часам его жизни, и ему каза­лось, что эта картина рождена в минуту чуда.

 Известный детский писатель Н. Носов рассказывал слу­чай, который произошел с ним в детстве. Однажды он опоздал на поезд и остался ночевать на привокзальной площади с бес­призорниками. Они увидели в его сумке книжку и попросили ее почитать. Носов согласился, и ребята, лишенные родитель­ского тепла, затаив дыхание, стали слушать историю про оди­нокого старика, мысленно сравнивая его горькую бесприют­ную жизнь со своей судьбой.

 Когда фашисты осадили Ленинград, на жителей города огромное воздействие оказала 7-я симфония Дмитрия Шоста­ковича, которая, как свидетельствуют очевидцы, дала людям новые силы для борьбы с врагом.

 В истории литературы сохранилось немало свидетельств, связанных со сценической историей «Недоросля». Говорят, что многие дворянские дети, узнав себя в образе бездельника Мит­рофанушки, пережили подлинное перерождение: стали при­лежно учиться, много читать и выросли достойными сынами отчизны.

В Москве долгое время орудовала банда, которая отличалась особой жестокостью. Когда преступников схватили, они признались, что на их поведение, на их отношение к миру огромное влияние оказал американский фильм «Прирожден­ные убийцы», который они смотрели чуть ли не каждый день. Повадки героев этой картины они стремились копировать и в реальной жизни.

 Художник служит вечности. Сегодня мы представляем себе то или иное историческое лицо именно таким,  каким оно изображено в художественном произведении. Перед этой по­истине царственной властью художника трепетали даже тира­ны. Вот пример из эпохи Возрождения. Молодой Микеланд­жело выполняет заказ Медичи и достаточно дерзко себя ведет. Когда один из Медичи выразил неудовольствие по поводу не­достаточного сходства его с портретом, Микеланджело сказал: «Не беспокойтесь, ваше святейшество, через сто лет будет похоже на вас».

 В детстве многие из нас зачитывались романом А. Дюма «Три мушкетера». Атос, Портос, Арамис, д' Артаньян - эти ге­рои казались нам воплощением благородства и рыцарства, а кардинал Ришелье, их противник, - олицетворением коварства и жестокости. Но образ романного злодея мало похож на ре­альную историческую личность. Ведь именно Ришелье ввел почти забытые во время религиозных войн слова «францyз», «родина». Он запретил дуэли, считая, что молодые, сильные мужчины должны проливать кровь не из-за мелких ссор, а ради своей отчизны. Но под пером романиста Ришелье обрел со­ всем другой облик, и выдумка Дюма на читателя воздействует гораздо сильнее и ярче исторической истины.

 Люди верили в поистине магическую силу искусства.

Так, некоторые деятели культуры предлагали французам во время Первой мировой войны защищать Верден - свою силь­нейшую крепость - не фортами и пушками, а сокровищами Лувра. «Поставьте «Джоконду» или «Мадонну с младенцем и святой Анной», великого Леонардо да Винчи перед осаждаю­щими - и немцы не осмелятся стрелять!» - утверждали они.

 В годы Великой Отечественной войны сняли фильм «Александр Невский», чтобы у советского народа появились духовные силы, чувство  единства с «богатырями» прошлого.


Сочинения

Можно ли считать людей, посещающих театр, музей, библиотеку, людьми высокодуховными? И что значит жить духовной жизнью?

Эти вопросы актуальны для нынешнего поколения. Сейчас многие люди подчинили свою жизнь моде: модно быть образованным, культурным человеком, значит, стоит купить очки с нулевыми диоптриями, билет подороже и отправиться, например, в театр. Не «быть», а «казаться» - лозунг людей бездуховных. Они даже в общении с прекрасным ищут выгоду, а не пищу для души. Именно о подобной трансформации понятия «духовная жизнь» и размышляет С. Соловейчик.

Он считает, что духовность не зависит от образованности, от степени развитости эстетического вкуса. Высокодуховный человек испытывает потребность соприкосновения с искусством потому, что ему оно «…нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту».

Я разделяю взгляды С.Соловейчика и соглашусь с ним в том, что духовная жизнь – удел людей, которые постоянно находятся в поиске ответов на свои душевные переживания. Такие люди не кичливы, не демонстрируют  богатство духовного мира. Они резко отличаются от тех, кто изображает духовную жизнь, делая это лишь во имя  удовлетворения собственных, как говорит С.Соловейчик, «конечных» желаний.

Очень точно таких людей описывал писатель и публицист Ю.Бондарев. «Реквием» Моцарта они слушали, старательно изображая эмоции сочувствия, были неискренними и фальшивыми. Возможно, кто-то из них пришел в театр «прогулять» новую сумочку или продемонстрировать финансовую состоятельность. Они явно не имели никакого отношения к искусству, далеки были от жизни духовной.

Да и сколько подобных примеров можно встретить в нашей повседневной жизни! За ними, как говорится, далеко ходить не надо. Недавно в одной из телепередач рассказывали о жизни известного продюсера. Интервью брали в апартаментах его роскошной квартиры. Там, наряду с коллекцией (извините) унитазов, занимающей огромную площадь, скромно украшала стену картина Пикассо. А владелец, гордо воздев палец, произнес: «Подлинник, между прочим!» Хотел похвастаться, а произвел впечатление циничного человека, нравственного и духовного калеки.

Мы живем в мире, где люди стараются не вмешиваться в жизнь друг друга. Кто-то скажет: а какое мне дело до того, искренне или нет воспринимает пьесу человек в соседнем кресле? Но это всеобщее равнодушие может привести к печальному результату. Если стремиться только к внешним проявлениям, забыть о душе, то человечество может оказаться в пропасти. Правда, красота, добро – это те понятия, которые тесно связаны с жизнью духовной. Представьте, что в нашей жизни нет ни правды, ни красоты, ни добра…

 

Проблема духовности — из тех, которые встают перед человечеством вновь и вновь. Казалось бы, все давно решено. Но в том и заключается особенность нравственных вопросов, что ответы на них каждый человек находит сам, даже если другим все ясно и понятно.
      Так и С. Соловейчик обратился к «вечной» проблеме духовности. Раскрывая суть этого понятия, он вначале проанализировал те явления, которые с духовностью нередко путают. А ведь ее следует отличать от культуры поведения или образованности, с одной стороны, и от трудолюбия, незлобивости характера — с другой. Критерием духовности для С. Соловейчика является не посещение театров или музеев, даже не соблюдение моральных норм и не желание работать, а то, что человека к этому побуждает. Позиция автора такова: жизнь людей одухотворяется «бесконечным» стремлением к добру, правде и красоте.
      Мне близка точка зрения, высказанная в данном тексте. По моему мнению, духовность или бездуховность человека определяется тем, ради чего он совершает поступки, какие желания руководят им. Об этом свидетельствуют многие жизненные факты, в правильности такой позиции убеждает и читательский опыт.
      Одно из доказательств верности данного суждения можно обнаружить в «вечной книге» — Библии. У Екклесиаста написано: «Все труды человека — для рта его, а душа его не насыщается». Следовательно, уже тысячелетия назад люди осознавали важность «бесконечных стремлений» в духовной жизни.
      Другой пример, сразу вспомнившийся мне при чтении текста С. Соловейчика, — легенда о Шартрском соборе. Как известно, трем строителям этого удивительного архитектурного сооружения задали один и тот же вопрос: что они делают? Ответы были разными: один считал, что таскает «проклятые камни», другой — что зарабатывает на жизнь себе и своей семье, третий — что строит прекрасный собор. Только последнего можно, на мой взгляд, назвать духовным человеком.
      И наконец, аргумент, подтверждающий мою точку зрения, подсказывает история. В фашистской Германии, как мы знаем, на военных предприятиях добросовестно трудились рабочие и инженеры, в концлагерях — врачи и медсестры, а среди нацистов было немало ценителей красоты, грабивших музеи на завоеванных территориях и увозивших домой шедевры искусства. Бездуховность этих людей становится понятной после анализа их стремлений.
      Безусловно, жизнь еще не раз поставит перед нами вопрос о том, что такое подлинная духовность, в чем она проявляется в новую эпоху. Мнение С. Соловейчика кажется мне точным и емким, вобравшим в себя многовековую мудрость человечества.


Хочу всё знать!

Полезные сайты
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0


Фонд помощи детям больным буллёзным эпидермолизом








 
Verification: 615735c840153a4c