Учительница, которая учила будущего ученого Флеминга, часто водила своих учеников к реке, где дети находили что-то интересное, с увлечением обсуждали очередную находку. Когда приезжал инспектор, чтобы проверить, насколько хорошо учат детей, ученики и учительница торопливо залезали в класс через окно и делали вид, что увлеченно занимаются наукой. Экзамен сдавали всегда хорошо, и никто не знал, что дети учатся не только по книжкам, но и в ходе живого общения с природой.
Трудно переоценить роль наставника в становлении человека. Любопытна легенда о встрече Сократа с Ксенофонтом, будущим историком. Как-то разговорившись с незнакомым молодым человеком, Сократ спросил у него, куда следует идти за мукой и маслом. Юный Ксенофонт бойко ответил: «На рынок». Сократ поинтересовался: «А за мудростью и добродетелью?» Юноша удивился. «Иди за мною, я покажу!» - пообещал Сократ. И многолетний путь к истине связал крепкой дружбой знаменитого учителя и его ученика.
В рассказе Распутина «Уроки французского» учительница Лидия Михайловна при помощи хитрых уловок постаралась сделать так, чтобы ее голодающий ученик имел небольшую сумму денег на еду. Она не хотела задеть его чувство собственного достоинства, напрямую мальчик бы денег не принял, поэтому Лидия Михайловна придумала сыграть с учеником в «пристенок». Учительница понимала, что азартная игра на деньги не делает ей чести, однако этот способ накормить мальчика был действенным. Лидию Михайловну уволили, но в сердце мальчика память о ней осталась как о светлом, добром и отзывчивом человеке.
Ф.А. Абрамов в одном из своих очерках рассказал о своём учителе Алексее Фёдоровиче Калинцеве, который обладал такими качествами, как эрудиция, энергичность, чувство собственного достоинства, преданность своему делу и т.д. По мнению автора, «учитель - это человек, который держит в руках день страны, будущее планеты».
Джованни Одаринни писал: «Учитель – это свеча, которая светит другим, сгорая сама».
А. Дементьев писал: Не смейте забывать учителей! Пусть будет жизнь достойна их усилий! Учителями славится Россия. Ученики приносят славу ей. Вспоминаются строки из одного стихотворения: Если б не было учителя, То и не было б, наверное, Ни поэта, ни мыслителя, Ни Шекспира, ни Коперника... Без его улыбки солнечной, Без его огня горячего К свету наших глаз подсолнухи Не смогли бы поворачивать.
Мы повторяем вместе с Н.А. Некрасовым его строки: Учитель, перед именем твоим Позволь смиренно преклонить колени...
В рассказе «Фотография, на которой меня нет» В. Астафьев повествует о молодых учителях, которые сделали ремонт в школе, нашли учебники и т.д. Однажды один из них кинулся спасать детей от змеи. Наверное, именно такой человек станет достойным примером для своих учеников.
А. Лиханов «Драматическая педагогика» «Самое дурное, что может быть на белом свете, — воспитатель, не признающий, не видящий, не желающий видеть своих ошибок. Учитель, который ни разу не сказал своим ученикам, их родителям, самому себе: «Извините, я ошибся» или: «Я не сумел». А. Алексин «Третий в пятом ряду» Учительница Вера Матвеевна, размышляя о методах воспитания, вынуждена признать, что была неправа, стараясь воспитывать всех своих учеников одинаково: «Нельзя подавлять человека... добро каждый должен творить по-своему... Непохожесть характеров вряд ли стоит принимать за несовместимость». А. Алексин «Безумная Евдокия» Учительница Евдокия Васильевна была убеждена: самый большой талант в её учениках — талант доброты, желания прийти на помощь в трудную минуту, и именно эти черты характера она воспитывала в них. А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» Старый Лис научил Маленького принца постигать мудрость человеческих отношений. Чтобы понять человека, надо научиться вглядываться в него, прощать мелкие недостатки. Ведь самое главное всегда бывает скрыто внутри, и сразу его не разглядишь. Б. Васильев «Летят мои кони...» Рассказчик с благодарностью вспоминает о своей первой учительнице, которая воспитывала своих учеников настоящими гражданами Отечества. Весь мир знает о подвиге польского педагога Януша Корчака, принявшего смерть в газовой камере вместе со своими воспитанниками, не оставившего детей, несмотря на предложение фашистского офицера. А сколько учителей приняли смерть, оставшись неизвестными миру? Повесть «Обелиск» — одно из бессмертных произведений Быкова. Писатель поднимает серьезный проблемный вопрос: что можно считать подвигом, не суживаем ли мы это понятие, исчисляя его только количеством сбитых самолетов, взорванных танков, уничтоженных врагов? Является ли подвигом поступок сельского учителя Алеся Ивановича Мороза? Автор показывает Алеся Мороза неординарным, непохожим на других скромным человеком. Этот сельский учитель мог приютить у себя мальчика, отец которого жестоко с ним обращался, не боясь скандала и вызова в суд, мог часами читать с ребятами Толстого, дабы научить их слушать и понимать прекрасное, а не рассуждать о заблуждениях классиков, как рекомендовала школьная программа. «А Мороз не ворошил толстовские заблуждения — он просто читал ученикам и сам вбирал в себя все дочиста, душой вбирал. Чуткая душа, она прекрасно сама разберется, где хорошее, а где так себе. Хорошее войдет в нее как свое, а прочее быстро забудется. Отвеется, как на ветру зерно от половы. Теперь я это понял отлично, а тогда что ж... Был молод, да еще начальник», — рассказывает автору Тимофей Ткачук, старый партизан, который до войны был заведующим районо. Этот человек только спустя многие годы осознал, что для учителя важнее всего был не багаж знаний, а то, какими станут его ученики. Писатель строит свое произведение на споре Ксендзова и Ткачука. Ксендзов утверждает, что Мороз подвига не совершал, что он не герой и, значит, зря его ученик Павел Миклашевич, чудом спасшийся в дни арестов и казней, чуть ли не всю оставшуюся жизнь потратил на то, чтобы имя Мороза было запечатлено на обелиске над именами пятерых погибших учеников. Ксендзов говорит, что Мороз не убил ни одного немца, не сделал ничего полезного для партизанского отряда, в котором пробыл совсем недолго. Кроме того, он работал при оккупантах, учил, как и до войны, ребят в школе. Но Мороз сам прямо и откровенно говорил Ткачуку: «Если вы имеете в виду мое теперешнее учительство, то оставьте ваши сомнения. Плохому я не научу. А школа необходима. Не будем учить мы — будут оболванивать они. А я не затем два года очеловечивал этих ребят, чтоб их теперь расчеловечили. Я за них еще поборюсь. Сколько смогу, разумеется». Эти слова Алеся Ивановича оказались пророческими. Он действительно сделал для своих учеников все, что смог. Борьба за души подростков продолжалась и во время оккупации. Борьбу эту учитель Мороз вел до самого последнего своего часа. Несомненно, он понимал, что обещание фашистов освободить ребят, устроивших диверсию на дороге с целью убить местного полицая, если явится их учитель, — ложь. Но не сомневался он и в другом: если не явится, враги используют этот факт против него, дискредитируют все то, чему он учил детей. И ночью Алесь Иванович уходит из партизанского отряда, чтобы разделить со своими учениками их страшную участь. Он идет на верную смерть, зная, что казнят всех — и его, и ребят, но иначе поступить учитель не может. И такой была нравственная сила его подвига, что Павлик Миклашевич, единственный уцелевший из этих ребят, пронес идеи своего учителя через всю жизнь. Став учителем, он передал морозовскую «закваску» своим ученикам.
|