Известный
писатель А. Кондратьев писал, что смешение языков, рас, культур шло на
протяжении веков. Нет высших и низших рас, нет «культурных» и «варварских»
языков, нет «целиком самостоятельных» и «полностью заимствованных» культур. Для
нас, людей 21 века, знающих своё прошлое, каждый человек на земном шаре
принадлежит к единой семье – ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ.
Учёный,
публицист Д.С. Лихачёв считал, что «национализм – это проявление слабости
нации, а не её силы». По его мнению, заражаются национализмом слабые народы. Великий
же народ со своей большой культурой, национальными традициями обязан быть
добрым, особенно если с ним соединена судьба малого народа.
Л.
Жуховицкий в своём очерке рассказал о том, как в Москве был жестоко избит
сержантами милиции Герой России, испытатель самолётов и космических
аппаратов Магомет Толбоев. Избили только
за то, что хотели тщательнее проверить «лицо кавказской национальности».
Благодаря журналистам, эта история стала известной общественности. Перед
потерпевшим извинились. Но автор спрашивает: «А если бы на месте Толбоева
оказался простой человек?»
Проблема
национальной вражды особенно остро поставлена в повести А. Приставкина
«Ночевала тучка золотая». Автор показывает нам трагические события 40-х годов
ХХ века, связанные с переселением детских домов на Кавказ, на территории,
«освобожденные» от местных жителей – чеченцев. Месть людей, насильственно
выселенных с земли их предков, обрушивается на ни в чём не повинных людей, в
том числе на детей. Мы видим, как зверское убийство разлучает братьев-близнецов
Сашку и Кольку Кузьменышей. Символично, что в конце повести Колька называет
родным братом чеченского мальчика Алхузура. Так автор убеждает нас в том, все
народы – братья, что гуманное человеческое начало сильнее зла, что власть,
разжигающая национальную рознь, совершает преступление против человечности и
человечества.
Дети
— русский Колька и чеченец Алхузур — стали настоящими братьями вопреки тому
безумию, которое творили взрослые в стране, на Кавказе. Маленький чеченец
чувствовал, как тяжело Кольке после страшной гибели его брата Сашки, он полон
сострадания. Только такая знакомая братская помощь помогла Кольке вернуться к
жизни. Одиннадцатилетний Колька, несмотря на пережитый ужас, не озверел, а
старался понять, почему чеченцы убили его брата. Он размышлял как истинный
интернационалист: разве нельзя сделать, чтобы никто никому не мешал, никто
никого не убивал, чтобы все люди жили дружно, одной семьей.
Алхузур отрекся от собственного имени, спасая
друга: он назвал себя Сашкой. Его мудрый поступок совершил ожидаемое чудо:
Колька поднялся, но уже ничто не заставит его увидеть в чеченце врага.
В
детском приемнике были собраны дети разных национальностей: татарин Муса,
ногаец Балбек, немка Лида Гросс. Жили армяне, казахи, евреи, молдаване и два
болгарина. Для них не существовало понятия национальной неприязни: дети
дружили, оберегали друг друга. Воспитательница Регина Петровна утверждала:
«Плохих народов не бывает. Бывают лишь плохие люди».
К.М.
Станюкович «Максимка»
История
спасения матросами маленького негра, впоследствии названного Максимкой,
показывает, что каждый имеет право на свободу, любовь и заботу.
С.
Довлатов «Понадобилось мне...» (из цикла «Сентиментальный марш»)
Кеннет
Бауэре, герой очерка, всех людей мира разных национальностей считает своими
родственниками, братьями, и учит этой мудрости окружающих.
Ю.
Бондарев «Берег»
Любовь
русского лейтенанта Никитина и немки Эммы, их человечность — это стремление
преодолеть национальные и идеологические барьеры.
|