Мастера спросили, испытывал ли он когда-нибудь разочарование от того, что его усилия приносят меньше плодов, чем ему хотелось бы. В ответ Мастер рассказал историю об Улитке, которая начала взбираться по вишневому дереву холодным, ветреным днем запоздалой весны. На насмешливые замечания, что на дереве нет вишен, Улитка ответила: «Будут, когда я туда доберусь»
Б. Житков в одном из своих рассказов изображает человека, который
очень боялся кладбищ. Однажды маленькая девочка потерялась и попросила отвести
ее домой. Дорога шла мимо кладбища. Мужчина спросил девочку: «А разве ты не
боишься покойников?» - «С вами мне ничего не
страшно!» - ответила девочка, и эти слова заставили мужчину собраться с духом
и преодолеть чувство страха.
Давайте
представим, что какой-то добрый волшебник или какие-то высокоразвитые
инопланетяне решили облагодетельствовать человечество: они избавили людей от
необходимости трудиться, возложив всю работу на умные машины. Что стало бы
тогда с нами, с нашей вековой мечтой о праздной и веселой жизни? Человек бы
утратил радость преодоления, и жизнь превратилась бы в мучительное
существование.
Из
крошечного яблоневого семечка, брошенного в землю, со временем вырастет
дерево, которое будет давать сладкие, сочные плоды. Так и человек должен
реализовать заложенные в нем природой силы, прорасти, чтобы плодами своих
трудов радовать людей.
Жизненная
драма Евгения Онегина, человека незаурядного, вызвана именно тем, что «труд
упорный ему был тошен». Выросший в праздности, он не научился самому главному
терпеливо трудиться, добиваясь своей цели, жить ради другого человека. Его
жизнь превратилось в безрадостное существование «без слез, без жизни, без
любви».
Колонисты
Северной Америки сгоняли коренных жителей-индейцев в специальные поселения -
резервации. Белые люди желали индейцам блага: они строили им жилища,
обеспечивали их пищей, одеждой. Но странное дело: индейцы, лишенные
необходимости своим трудом добывать себе
пищу, стали вымирать. Вероятно, труд, опасности, жизненные невзгоды
нужны человеку так же, как воздух, свет и вода.
Некоторые
туристические фирмы в CШA предлагают своим клиентам странные виды отдыха:
пребывание в плену, побег из плена. Расчет верный, потому что люди, уставшие
от скуки, от унылой повседневности, готовы платить огромные деньги, чтобы
оказаться в экстремальных условиях. Человек нуждается в трудностях, нуждается в
борьбе с лишениями и опасностями.
Река,
которая перестает течь, превращается в зловонное болото. Так и человек, который
перестает искать, думать, рваться, утрачивает «души прекрасные порывы»,
постепенно деградирует, его жизнь становится бесцельным, жалким прозябанием.
Всех героев
Л. Толстого правильнее делить не на плохих и хороших, а на тех, кто изменяется,
и тех, кто утратил способность к духовному саморазвитию. Нравственное
движение, неустанный поиск самого себя, вечная неудовлетворенность это и есть,
по мнению Толстого, наиболее полное проявление человечности.
Образ Обломова
- это образ человека, который только хотел. Он хотел изменить свою жизнь, хотел
перестроить жизнь поместья, хотел вырастить детей ... Но у него не нашлось сил,
чтобы эти желания воплотить в жизнь, поэтому его мечты так и остались мечтами.
М. Горький в
пьесе «На дне» показал драму «бывших людей», которые утратили силы для борьбы
ради самих себя. Они надеются на что-то хорошее, понимают, что жить надо лучше,
но ничего не делают для того, чтобы изменить свою участь. Не случайно действие
пьесы начинается в ночлежке и заканчивается там же.
Газеты
рассказывали о молодом человеке, который после операции на позвоночник стал
калекой. У него появилась уйма свободного времени,
которое он не знал, на что тратить. Он признавался, что самый счастливый момент
в его жизни наступил тогда, когда друг попросил его переписать конспекты
лекций. Больной понял, что и в таком положении он может быть нужен людям. После
этого он освоил компьютер, стал размешать в Интернете объявления, в которых
искал спонсоров для детей, нуждающихся в срочной операции. Будучи прикованным
к инвалидному креслу, он спас десятки человеческих жизней.
Однажды в
Андах произошла авиакатастрофа: в ущелье рухнул самолет. Часть пассажиров чудом
уцелела. Но как вы жить среди вечных снегов, вдали от человеческого жилья.?
Кто-то стал пассивно ждать помощи, кто-то пал духом, готовясь к смерти. Но
были те, кто не сдался. Они, проваливаясь в снег, срываясь в пропасти, пошли на
поиски людей. Израненные, едва живые, они все-таки выбрались к горной
деревушке. Вскоре спасатели вызволили из беды оставшихся в живых.
Средневековые
рыцари совершали многочисленные подвиги, надеясь на то, что самый достойный из
них увидит священную чашу Грааля. Когда же самого достойного призвали в храм,
чтобы он смог увидеть священный сосуд, то счастливчик испытал самое горькое
разочарование в жизни: что же делать потом? Неужели конец всем поискам,
опасностям, сражениям, неужели больше не нужны подвиги?
Преодоление
трудностей, напряженная борьба, неустанный поиск - это необходимые условия для
становления человека. Вспомним известную притчу про бабочку. Однажды человек
увидел, как через маленькую щель в коконе пытается выбраться бабочка. Он долго
стоял и наблюдал за безуспешными попытками несчастного существа выбраться на
свет. Сердце человека наполнилось жалостью, и он ножиком раздвинул края
кокона. Наружу выбралось хилое насекомое, которое с трудом волочило беспомощные
крылья. Человек не знал, что бабочка, разрывая оболочку кокона, укрепляет свои
крылья, развивает необходимые мышцы. А он своей жалостью обрек ее на верную
смерть.
Многие люди
склонны во всем винить неблагоприятные условия: семью, друзей, жизненный уклад,
правителей. Но ведь именно борьба, преодоление трудностей есть важнейшее условие
полноценного духовного формирования. Не случайно в народных сказках подлинная
биография героя начинается только тогда, когда он проходит испытание (сражается
с чудовищем, спасает украденную невесту, добывает волшебный предмет).
А.Платонов.
«Неизвестный цветок».
Этот
рассказ о цветке, который вырос среди камней и глины. Он много трудился,
преодолел массу препятствий, чтобы засветиться
живым огнём. Цветок очень хотел
жить. Нужна была большая сила воли, неустанное упрямство, чтобы выжить. А.Платонов
утверждает, что надо много трудиться,
чтобы жить и не умереть, чтобы светить ярким
огнём другим и звать к себе безмолвным голосом радости жизни.
А.Грин.
«Зелёная лампа».
Рассказ
о том, что человек должен свою судьбу
строить сам, преодолевая трудности, а не пассивно ждать удачи, не превращаться
в «игрушку» другого человека. Джон Ив в конце рассказа становится врачом. Он сумел сохранить своё
достоинство и исполнил свою мечту. Да,
человек не игрушка судьбы, а творец её,
если у него есть желание и воля чего-то добиться, если он трудится и верит в
себя и свои силы.
|